Какими были бани XVIII века, как аристократы лечились в парных от холеры и чахотки и как парили императоров

Зачем в императорских банях устанавливали люстру-душ, кто заказал для царской мыльни хрустальную ванну, какое нижнее белье надевали в парильни и как там лечились толчеными червями?

«Бумага» поговорила с руководительницей Банного комплекса в Петергофе Ириной Суворовой о том, когда и почему бани стали важной частью русской культуры и в каких банях в Петербурге парились императоры.

Ирина Суворова

Заведующая сектором «Монплезирский комплекс» Банного комплекса в Петергофе

Какими были бани в Древней Руси и где парились первые жители Петербурга

Владимир Иванович Даль достаточно подробно раскрыл семантику слова «баня». Оно происходит от слова «банить», что в старину значило «мыть, чистить водою», а «баниться» — мыться. Говоря о банях, Даль имел в виду паровую русскую баню, строение или покой, где банятся не просто в сухом тепле, а в пару.

На Руси бани уже точно были минимум в X веке. Такой вывод можно сделать из богатого исследования Игоря Богданова «Три века петербургской бани». Богданов пишет, что арабский путешественник Ибн Руста в начале X века так описал «бани северян»: «В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле ров для погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие церкви. В такие погреба переселяются они со всем семейством, взяв дров и камней. Разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до предела, на них льют воду, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду».

Оттуда же можно узнать, что летописец Нестор, живший в конце XI — начале XII веков, писал, что славяне, обитавшие в северных лесах, добровольно подвергали себя «тягостной процедуре» [мытья в раскаленной бане], доставлявшей им «мучительную радость». Нестор также описывает процедуру мытья в бане, отмечая массовость этого явления. Летописец говорит, что это «издревле было» неотъемлемой частью жизни русского человека.

При всем этом банное дело долгое время не регулировалось правителями. В деревенских банях мужчины и женщины парились вместе вплоть до XVI века. Это прекратилось только при Иване Грозном в 1551 году, когда Стоглавый собор запретил «совместное омовение», «дабы предотвратить возможное падение в грех».

В первое время после создания Петербурга бани разрешили строить всем желающим. Чем многие жители, к слову, воспользовались. Тогда бани еще не облагались пошлинами, и это было выгодно. Единственным условием было строить бани подальше от жилья и исключительно из камня.

Уже через несколько месяцев Петр I, увидев пристрастие народа к баням, решил извлечь из этого пользу. В 1704 году он издал указ о введении во всех городах и уездах денежного сбора с каждой общественной и домовой бани. С тех пор правительство стало поощрять создание общественных бань. По составленному уставу «О банном сборе», с бояр брали 3 рубля, со служивых — 1 рубль, а со стрельцов, служилых казаков и крестьян — по 15 копеек в год.

При этом бань всё равно становилось больше и больше. Как пишет исследователь Наум Синдаловский, можно говорить как минимум о Воронинских банях с мраморным убранством, банях в Адмиралтейском дворе, Фонарном переулке и близ Гавани. Они становились местами силы для людей, причем разных сословий; у каждой из них была своя репутация.


Общественные бани на реке Неглинной в XVII веке.

Особенности бани на Руси

Как правило, на Руси издревле повелось разделение, благодаря чему образовалось два противоположных направления: женская и мужская баня. Нельзя сказать, что это неправильно, но такой подход скорее навеян пережитками социализма, поскольку ранее у нас в стране использовалась общая баня, а в некоторых странах и по сей день практикуется совместный прием банных процедур. Народы, практикующие такой подход, гордятся этим и даже распространяют подобные веяния на национальном уровне.

Разделение по половому признаку, т.е. женская и мужская бани, совершенно бессмысленно, поскольку нарушает сам принцип принятия бани. Она должна очищать и раскрепощать, освобождать от забот, а при таком положении дел это невозможно. Что подразумевает под собой понятие общей бани? Название и есть ответ на этот вопрос. Общей называют такую баню, в которой и женщины и мужчины не подразделяются на противоположные касты, наоборот, проходят все процедуры в одном зале вместе. Именно поэтому общие бани постепенно наверстывают утраченную популярность и завоевывают новые симпатии обывателей.

Баня на Руси не только место для распаривания и мытья – это был более сложный механизм ритуалов, которые формировались веками в наше обществе. Все сопутствующие изделия, будь то кружка пива или березовый веник, плотно и неотъемлемо вошли в наше сознание, и представить современную баню без их использования практически невозможно.

Зачем и для кого Петр I создал императорскую баню

Петр I, как следует из его походного журнала, парился в банях города, но вскоре перешел на собственную. Так, в 1714 году император распорядился построить в Петергофе дворец Монплезир, а уже к 1719–1721 годам было решено достроить гостевые комнаты, в одной из которых устроили мыльню, известную сейчас как Банный комплекс. Это была просторная комната, напоминающая обычную русскую баню, только с маленькими нюансами. В ней была печь, на которой вместо камней лежали огромные чугунные пушечные ядра: они оказались долговечнее и быстрее прогревали помещение.

Сам Петр I любил париться, мылся часто и много. Судя по его походному журналу, он посещал баню раз в неделю в обычном состоянии или чаще, если ему нездоровилось. Здесь он парился, а при необходимости по рекомендациям врачей пускал себе кровь или принимал лекарства из толченых червей и мокриц.

Его жена Екатерина I тоже любила париться, и ей был открыт вход в императорскую баню. Но она всегда выбирала другие дни, чтобы не сталкиваться с супругом.

В то время эту баню посещали только избранные сподвижники императора, она считалась лучшей в стране. Там делали кровопускания, прикрепляли пиявок и таким образом пытались физически очиститься.

После смерти Петра I мыльня начала ветшать. Лишь в 1748 году при Елизавете Петровне ее признали петровской реликвией и перенесли в Верхний сад, где она простояла до конца XVIII века. На этом же месте по приказу царицы Растрелли построил новую мыльню, но уже деревянную, с бассейнами и дополнительными комнатами в пристроенном флигеле. С тех пор гости, отдыхавшие во флигеле, тоже могли посетить царскую баню.


Плавательный бассейн в Центральных банях Е.С. Егорова

«Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции»

Баня занимает особый статус в русской культуре. В народном фольклоре она, прежде всего, место очищения и обновления: «В бане помылся — будто заново родился», «Баня все грехи смоет». Другая ключевая функция бани — установление чувства общности и даже отделение друзей от врагов. Книга профессора славистики Итана Поллока «Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции» (издательство «Corpus»), переведенная на русский язык Татьяной Азаркович, посвящена банной культуре и взаимоотношениям русского человека с этой традицией. Автор изучает ее историю, отмечая, что несмотря на изменения в представлениях о телесной чистоте, а также исторические и общественные потрясения, суть русской бани осталась неизменной. N + 1

предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается, как иностранец Антонио Рибер Санчес убеждал Екатерину II (и весь мир) в пользе русской бани для здоровья.

Хотя Екатерина намеренно уклонилась от обсуждения этой темы в своем «Антидоте», она прекрасно знала о пользе бани для здоровья благодаря общению с другим иностранцем и деятелем Просвещения — Антонио Риберо Санчесом. В отличие от Шаппа, Санчес был знаком с новейшими западными медицинскими теориями относительно мытья. И, в отличие от французского путешественника, он знал, что некоторые врачи в Западной Европе начали ценить профилактические и обыкновенные ванны, а также применять купанья для лечения специфических болезней. В 1720-е годы Санчес изучал медицину в Португалии, Англии, Франции и в Лейденском университете в Нидерландах, где ему довелось поработать вместе с Германом Бургаве, выдающимся профессором медицины того времени. Скорее всего, там Санчес соприкоснулся с новаторскими методами лечения сифилиса (позже именно он напишет статью на эту тему для «Энциклопедии» Дени Дидро) и услышал критические отзывы о кровопускании (которое, как он обнаружил позднее, часто практиковалось в банях). Если в вопросах, касавшихся человеческого организма, Шапп оставался дилетантом, то Санчес был экспертом.

В течение следующих трех десятилетий Санчес приобрел опыт, позволивший ему пропагандировать медицинскую ценность банных процедур, и Екатерина стала охотно прислушиваться к его мнению. В 1730 году, когда императрица Анна Иоанновна отправила Бургаве письмо с просьбой прислать врачей на службу в Россию, тот выбрал Санчеса. В 1731 году он был назначен главным лечащим врачом Москвы. Вскоре его пригласили практиковать в Санкт-Петербург, а в 1735 году он стал первым врачом императорской армии и пробыл на этой должности шесть лет. В военных походах — вначале в Польше, а затем в южных степях — он узнал, что баня широко используется в русской армии. Еще он заметил, что в баню повсеместно ходят русские крестьяне и жители небольших русских городов.

Санкт-Петербург Санчес вернулся лейб-медиком русского двора и государственным советником. Он лечил Анну Иоанновну до конца ее дней. Хотя диагноз, поставленный им царице, — нефролитиаз — слишком запоздал и лечиться было уже поздно, само умение Санчеса правильно определить болезнь подтвердило его профессионализм в глазах коллег и при дворе. После смерти Анны он успешно вылечил герцога Голштинского и был приставлен к принцессе Софии Ангальт-Цербстской — будущей Екатерине Великой. В 1744 году, вскоре после приезда в Россию, 14 летняя принцесса серьезно заболела. Как вспоминала позднее сама императрица в мемуарах, она «оставалась между жизнью и смертью в течение двадцати семи дней». А потом наконец, рассказывала Екатерина, «нарыв, который был у меня в правом боку, лопнул, благодаря стараниям доктора-португальца Санхеца [sic]; я его выплюнула с рвотой, и с этой минуты я пришла в себя». Так Санчес завоевал восхищение и доверие Екатерины.

Несмотря на сделанное доброе дело, удача вскоре отвернулась от Санчеса: после смерти Анны при дворе новой царицы, Елизаветы, для него не нашлось места, и в 1747 году он уехал в Париж. Он продолжал поддерживать тесные (хотя и тайные) связи с русскими аристократами в Париже, где те пересиживали неудачную пору и дожидались перемен при императорском дворе. В 1762 году Елизавета умерла и на русский престол взошел Петр III, муж Екатерины. Он процарствовал всего полгода, а затем Екатерина подстроила переворот, который позволил ей взять власть в собственные руки. Это дало возможность Санчесу вновь проявить себя. И действительно, через несколько месяцев молодая императрица положила ему ежегодный оклад в тысячу рублей: «Потому что он спас мою жизнь, с Божией помощью».

Вскоре после этого Санчес написал Екатерине о бане. Главная мысль, которую он хотел донести, — ценность этой процедуры для здоровья русского народа. Его идеи быстро проникли в своды российских законов. В 1766 году Екатерина цитировала письмо Санчеса, который убеждал ее в следующем: «Крайне надобно ввести бани в употребление как надежнейшее предохранение от многих болезней и средство укрепления человеческого тела». Санчес о. Еще он указывал, что «российские солдаты лучше знают великую и существенную от бани пользу». Екатерина соглашалась с ним, замечая, что «здешние бани, употребляемые таким образом, каким господин Саншес предписывает, суть наилучшим и непревзойденным средством к сохранению здоровья, силы и крепости» народа. Она также заявляла, что со всем этим согласны все известные народы, однако «единое суеверие истребило бани в Европе», «и за сие истребление заплачено опасною болезнию, которая началася в Италии, а потом во Франции около 1480 года».

Императрица вновь обратилась к Санчесу, когда пришла пора издать новый закон о должном употреблении бань. Судя по изменению в законах, баня теперь интересовала власть больше как источник здоровья, чем как источник доходов. Вот что писал Санчес императрице: «Дай Боже! Чтоб Физики и Врачи в России испытали пользу, которую весь народ от бани получить может». Он настаивал на том, что «по законам политическим во всяком Российском городе, селе и деревне быть должно баням по числу жителей под хорошим присмотром», то есть что думать нужно не только о прибыли. Закон был призван отрегулировать пользование банями так, чтобы их посещение приносило максимальную пользу здоровью. Отмечалось, что нередко люди даже такое целительное средство, как баня, употребляют себе же во зло: одни входят в парильню, когда там еще чересчур горячо, другие слишком рано забираются на верхние, самые жаркие, полки. Иные «трутся крепкими спиртами и едкими кореньями» или «пьют от жажды беспрестанно воду холодную, а иногда со льдом». Случалось, что люди умирали от подобных крайностей. Закон предупреждал: «От такового ужасного злоупотребления весьма остерегаться должно». Санчес, опытный врач, рекомендовал посещать баню раз в неделю и не сразу после еды, входить в парилку после «поддавания на каменку холодной воды», отчего воздух делается «приятный», и проводить там два часа. Он не советовал пить в бане ни вина виноградного, ни водки, ни холодных напитков. Из парилки же рекомендовал выходить в теплый предбанник, где лечь «на постелю» отдыхать; детей ни в коем случае не поднимать на верхние полки. Все эти, отныне кодифицированные, советы основывались исключительно на опыте врача-иностранца, а не на давно укоренившихся обычаях самого русского народа.

В 1766 году влияние Санчеса на Екатерину явно укрепилось, хотя, вероятно, их общение происходило лишь в частной переписке. В 1770 году вышла в свет книга Шаппа с возмутительным описанием России и со скабрезной гравюрой Лепренса, изображавшей баню. Поскольку Санчес интересовался Россией и бывал в некоторых из мест, которые посещал Шапп, скорее всего, он прочитал «Путешествие в Сибирь». В 1771 году врач поделился своими соображениями о бане с одним из ближайших советников Екатерины, Иваном Бецким. В 1777 году Санчес был готов обнародовать свои взгляды: он выступил с докладом на тему бани перед Королевским медицинским обществом в Лейдене, а затем опубликовал в Париже свой Traité sur les bains de vapeur de Russie

(«О парных российских банях»). Вскоре этот трактат перевели на немецкий и русский языки. В 1779 году он был напечатан в Санкт-Петербурге, в императорской типографии «в пользу общества», а затем перепечатан в Москве в 1791 году.

Во введении к своей книге Санчес выражал надежду на то, что ему удастся убедить читателей в «преимуществах бани». Держа в уме споры о положении России в целом — является ли она просвещенной страной или же наоборот, — публикацией своей книги он стремился защитить репутацию империи, которой долгое время прослужил сам. В частной переписке с Екатериной Санчес обращал внимание императрицы на медицинскую пользу бани. Теперь же, выпуская в свет свой трактат, врач надеялся донести свои соображения до коллег по всей Европе. Впервые всеми уважаемый доктор и ученый выступал с обоснованными аргументами, доказывавшими пользу русской бани для здоровья.

Санчес принялся убедительно и подробно рассказывать о том, что русская баня помогает предотвращать и лечить самые разные болезни. Он постарался доказать, что паровая баня имеет значительные преимущества перед другими способами мытья, какие в ту пору обретали популярность в Западной Европе. Санчес начал с обзора истории «цивилизованных» омовений, принятых еще у древних греков и римлян, замечая, что уже тогда люди понимали, что мытье тела — необходимая процедура для сохранения телесного и умственного здоровья. Европейские «варвары» так и не усвоили этот урок, и в Средние века в Западной Европе мытье стало забытым искусством. В современной же Западной Европе, продолжал Санчес, мытье слишком часто считают роскошью или потаканием собственным слабостям. А еще, добавлял он, даже когда люди моются из соображений здоровья, они часто делают это неправильно — так что едва ли могут добиться желаемых результатов.

Многие методы, обретавшие популярность в Европе, заявлял Санчес, были слишком беспорядочны и потому не могли принести никакой пользы здоровью. Если человек ложился в ванну, то его голова оказывалась в воздухе иной температуры, нежели температура воды, в которой находилось остальное тело. Это вредило легким и вызывало головные боли, простуды и прочие недомогания. В Германии и Италии банщики слишком часто делали пациентам кровопускания. С турецкими банями, входившими в моду в Лондоне, дело обстояло не лучше: пар часто не обновлялся, слишком большое количество людей дышало одним воздухом, и влага, собиравшаяся и застаивавшаяся на стенах и на полу, представляла серьезную опасность для тех, кто с ней соприкасался. Неправильная температура пара тоже приводила к болезням. Словом, все эти банные методы грозили человеческому организму ослаблением.

Санчес заявлял: «Я, с моей стороны, только одну Российскую Баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною ко принесению человечеству столь великого блага». По словам ученого, русская баня взяла от греческих и римских терм все лучшее: в ее помещении можно контролировать температуру, свежесть пара, качество воздуха, воды и огня. Людям, которые чувствовали себя здоровыми и крепкими, Санчес рекомендовал полный курс процедур: пропотеть, растереться с мылом, попариться с березовым веником, а затем облиться теплой или холодной водой. «Таковое в Бане трение, парение, и окачивание теплою или холодною водою служат равномерно великим облегчением и превосходнейшим врачеванием даже во угнетающих душу страстях». Для больных или слабых баня имела еще большее значение. Санчес уверял, что «припадки, происходящие от сильных телодвижений и от внезапной воздуха перемены, от контузий и простуд, от многой пищи, от излишнего питья и от другой неумеренности в житии, [которые] производят расслабление и томность во всем теле, и тому подобное» — все это можно исцелить в бане. В другом месте он добавлял:

Чувствующие усталость, ощущающие тяжесть в голове, имеющие напухлые и тяжелые глаза, отвращающиеся и от малейшего движения утрудившиеся от сильных подвигов военных, или от охоты, или от земледелия, или от рыбной ловли, или от работ на рудокопных заводах и соляных варницах, фабриках и от прочего, бывшие невоздержанием наслаждающиеся удовольствием телесным; имеющие боль внутри и опухоль; повредившийся от падения с лошади, или другим образом; все сея говорю, лучшим для себя лекарством найдут Баню.

<…>Если мучит великая боль в голове, озноб, как будто подирает по коже, жжет внутреннюю, лом в почках и в икрах так как ни на боках ни на спине не дает лежать, затуга в животе, или оной пучит, язык становится сух, желтоват, белесоват или черноват, а глаза красны и надуты, голоса переменятся и моча густа с осадкою.

Все это тоже можно лечить баней. Санчес утверждал, что баней лечатся даже «оспа, корь и другая сего рода болезнь, соединенная с сильным внутренним жаром, болью, жаждою и трудностью в дыханий»; помогает она и при «болезнях, происходящих от испорченного желудка, как то: ежели кто имеет отвращение от пищи, у кого оная не варится, кто чувствует в себе тяжесть, сильную боль; кто беспрестанно побуждается ко рвоте, а наипаче после пищи; у кого ветры, во рту кисло или понос; для таковых потребно каждый день ходить в Баню». Цинга, оспа, а также судороги в боку, воспаление глаз, простуда, сопровождаемая припадками, спазмами или приступами, круп и различные заболевания крови — все это тоже облегчается при помощи банных процедур. Санчес рекомендовал ходить в баню даже после укусов бешеных животных: «Везде случается, что собаки, лошади и кошки бесятся во всякое время года», а продолжительное воздействие сильного жара и потоотделение отвращают бешенство.

Отмечалась эффективность бани и в лечении венерических заболеваний, в которых очень хорошо разбирался Санчес и которые вызывали большую тревогу у Екатерины. Санчес писал, что, когда венерическая болезнь запущена и плохо поддается лечению, банные процедуры могут унять боль и воспаление. Ранее он уже выдвигал гипотезу, согласно которой венерические болезни могут передаваться от матери новорожденному. Именно поэтому, полагал он, в крупных российских городах трое младенцев из десяти умирает при родах или вскоре после них. Своевременное посещение бани — за пять-шесть дней до родов — могло бы снизить этот уровень смертности.

Подробнее читайте:
Поллок, И
. Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции / Итан Поллок; пер. с англ. Татьяны Азаркович. — Москва : Издательство АСТ : CORPUS, 2021. — 496 с

Что находилось в императорских банях и от чего в них лечились

Елизавета Петровна задала уровень императорским баням: по ее распоряжению плафон расписывали русские живописцы под руководством [итальянского художника Антонио] Перезинотти. В бане были и медные, и деревянные ванны, окованные железными обручами. Вода выпускалась из свинцовых труб, нагревалась в луженом котле в печи-каменке, наливалась медными ковшами. Царица также заказывала хрустальную ванну, но неизвестно, был ли выполнен этот заказ.

Тогда же появилась традиция заводить собственных врачей. При Елизавете Петровне служил врач Санчес, который самостоятельно издал труд «Уважительное сочинение о российских банях», где, сравнивая российские бани с римскими и турецкими, отдавал предпочтение российским из-за нагревания пара с помощью печи-каменки. Санчес писал: «Будучи составленным стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, [пар] мягчит и не расслабляет. Он расширяет орудие в дыхании, боевые другие жилы, возвращает и восстанавливает оные части в то состояние, в коем они были прежде».

Николай I во время эпидемии холеры специально приезжал в мыльню после далекого выезда. Там он тщательно мылся, полностью менял одежду и лишь потом отправлялся к семье. А императрица и супруга Александра II Мария Александровна, страдающая чахоткой, облегчала там свои страдания; она верила, что продлевает себе жизнь за счет контрастных ванн.

В XIX веке там для родственников императоров назначались специальные ванные и влажные обертывания: больного закутывали в простыню, накрывали одеялом и периной, давали пить холодную воду. После того как проступал пот, его ставили под холодный душ, а после погружали в ванну.

Императоры, как и все русские люди, верили в лечебную силу бань, но также и просто наслаждались походами туда. Баня носит двойную функцию еще со времен Древней Руси: с одной стороны, человек моется и наслаждается теплым воздухом, а с другой — лечится.


Вестибюль Центральных бань Е.С. Егорова

Очередность посещения

В баню ходили по строгой очередности. Сначала туда отправлялись мужчины. Затем – женщины. Сейчас бы сказали, что это самая настоящая дискриминация. На Руси это было в порядке вещей. Патриархальное общество, ничего не поделаешь. Думаю, что женщины ничего и не предпринимали, чтобы сменить очередность посещения бани.

В общем, в указанном ничего удивительного не было. Интереснее другое: нельзя было ходить в баню в третью очередь. Считалось, что она занята банником.

По поверью, если кто-то осмеливался идти в баню третью очередь, то дух парной сильно гневался, мог угару напустить в парилку, а мог и кипяточком обдать.

Были ли такие случаи – не знаю. Возможно. В любом случае, все происшествия, которые случались в банях наверняка списывали на банника. Дескать, он людей наказал за несоблюдение традиций. А нечего гневить дедушку!

Как парились крестьяне и цари

К XVIII веку баня уже стала, по словам историка [Николая] Костомарова, первой потребностью русского человека в домашней жизни как для чистоплотности, так и для наслаждения. Была даже поговорка: «Баня парит, баня правит, баня всё исправит».

Есть свидетельства, что даже в начале XVII века жители в мороз прыгали после бани в прорубь, возвращались обратно, а потом снова выбегали. В бани приносили исключительно березовые веники, которые дерут и скребут тело, — чтобы лучше открывались поры.

Камер-юнкер Фридрих Берхгольц, находившийся в свите своего отца графа Вильгельма при дворе Петра I, в своем дневнике рассказывал о ритуале мытья в русской бане. По его словам, желающего попариться укладывали на полку, уложенную соломой и покрытую чистой скатертью, через несколько минут банщик начинал хлестать парящегося березовым веником, что открывало поры и усиливало испарину. Затем банщик энергично тер его пальцами по всему телу, чтобы отделить нечистоту, и натирал мылом и омывал теплой или холодной водой по желанию. Вся это процедура Берхгольцу показалась приятной, и он утверждал, что «будто заново родился».

Записи Санчеса и Берхгольца говорят о том, что традиции классической русской бани прослеживаются в императорских кругах. По сути, процедура не менялась для людей разных слоев. Императоры парились теми же орудиями, что использовали, например, крестьяне: ковши, запарники, шайки и так далее. А если проследить эту традицию дальше, то можно заметить, что даже в глубине веков, во времена Древней Руси, всё проходило по схожему сценарию.

Это можно объяснить тем, что в российской бане изначально были [заложены] многие важные традиции. Так, именно в Древней Руси первыми стали пользоваться вениками — это самое главное отличие нашей бани от европейской. В русской бане часто использовали ромашку, мяту, лаванду, майоран, мелиссу и шалфей для аромата, в них же заваривали веники: липовый — от простуды, березовый — для легких, дубовый — от мышечных болей, можжевеловый — от легочных заболеваний, калиновый — от кашля, а также из бузины — для суставов.


Мытье посетителей в банях братьев Егоровых

Как правильно париться в русской бане

Чтобы банные процедуры оказали благотворное внимание на организм и не нанесли вреда, важно париться правильно. Нарушение рекомендаций может привести к негативным последствиям, даже если нет противопоказаний по состоянию здоровья.

Подготовительные мероприятия

К пребыванию в парной нужно правильно подготовиться:

  • за два часа до процедуры желательно слегка перекусить, но не наедаться;
  • накануне и в день похода в баню не стоить пить алкоголь;
  • девушкам не рекомендуется надевать купальник из синтетических материалов, чтобы не вызвать на распаренной коже раздражений;
  • перед парной нужно принять теплый душ, но без мыла и других косметических средств;
  • перед заходом в парилку нужно снять все украшения, чтобы они не обожгли кожу;
  • голову необходимо покрыть косынкой (шапочкой), волосы должны быть сухими.

Процедура распаривания

Пар плюс жар – это формула настоящей русской бани. Такой режим способствует максимальному прогреву организма, но привыкать к нему нужно постепенно.

  1. Зайдя в парную в первый раз посидите внизу, согрейтесь, а когда привыкнете к температуре, поднимитесь на полку и полежите на ней 5-10 минут. Как только почувствовали, что пропотели, ополоснитесь теплой водой в душе и 5 минут отдохните. Далее можно совершать второй заход. В общем время нахождения в парной для первого раза составляет около десяти минут. При малейшем ухудшении самочувствия парную необходимо покинуть, не дожидаясь пока «само пройдет».

  2. Не стоит париться веником в первый заход. Это только «знакомство» с микроклиматом, даже если баня уже стиль жизни и дом родной. Не говоря о новичках, пробующих свои силы. При первом заходе тело подстраивается под повышенную температуру и влажность, сосуды расширяются, поры раскрываются, начинается усиленное потоотделение. Процедуры с веником начинаются со второго захода.
  3. Начинать парение лучше с нижней полки, где температура ниже, а кислорода больше. На полок нужно сесть, а лучше лечь, расслабиться, дышать ровно и глубоко. Прогревшись до учащения сердцебиения можно перебираться повыше.
  4. С пирогом пара нужно быть поосторожнее. Пар от печи поднимается под потолок и концентрируется там толстым слоем, в зависимости от количества воды, которое испарилось. В чистом виде он для парения непригоден, а для создания микса подходит отлично. Его понемногу забирают веником и равномерно распределяют по телу. Но в этом деле главное не переусердствовать, иначе можно не только пропариться, но и серьезно ошпариться. Поэтому основные телодвижения с веником совершают в слое щадящего кондиционного пара, а из пирога добавляют для большей эффективности процедуры.

  5. Стандартная схема парения — два-три захода на 10-15 минут, между ними отдых — 10 минут. Во второй, третий и последующие заходы 10 минут, как правило, достаточно. Но, эти показатели могут варьироваться в зависимости от состояния здоровья.
  6. Для повышения благотворного влияния пара на организм и ароматерапии можно использовать в парной эфирные масла и отвары трав. Концентрированные эфиры нельзя капать непосредственно на камни, и добавлять в воду для поддавания тоже нежелательно. Лучший пар для парения образуется от чистой горячей воды без примесей, а чтобы совместить баню с ароматерапией, есть безопасные и эффективные способы: Запарить травы (чабрец, мелисса, мята, тысячелистник) в емкости на каменке, развесить над потолком пучки сухих трав или разложить их на полоке, накапать эфирного масла на дощечку из липы, добавлять настой трав в горячую воду для замачивания веника.

  7. Все движения в парной должны быть медленными, размеренными. Организм работает с перегрузками, даже если просто лежать на полоке, а тем более, если париться с веником. Резкая смена положения не допустима. После подъема с полока желательно посидеть пару минут, чтобы стабилизировать пульс и давление. Выйдя из парной, не стоит сразу ложиться или садиться, лучше немного постоять или походить.

  8. Полезны для организма контрастные процедуры в парной. После перегрева резкое охлаждение мобилизует внутренние резервы организма, происходит резких выброс адреналина, что тонизирует сосуды и дает непередаваемые ощущения. Чтобы взбодриться и не навредить себе, вода должна быть холодной, а не ледяной, сама процедура быстрой. Даже самым закаленным не рекомендуется задерживаться в бассейне дольше, чем на минуту. Новичкам не рекомендуется обливать голову, достаточно тела.

  9. После 3-4 раза посещений парной можно в перерывах растираться жесткой рукавицей. Перед окончанием процедур на тело и лицо можно нанести очищающие скрабы и маски, потом смыть их теплым душем.

Мнение эксперта

Ловкачев Борис Петрович

Банных дел мастер знающий всё о парении

Важно! Повышенное потоотделение может привести к обезвоживанию организма, поэтому во время парения важно постоянно пить воду, но умеренно, чтобы не перегрузить лишней жидкостью сердце и почки. По окончании процедуры полезны травяные чаи и морсы.

Как завершить процесс парения

Парилка, вытирание полотенцем, одевание и выход из бани – ошибочная схема проведения и окончания процедур:

при последнем посещении парной нельзя использовать полотенце, поскольку «втирающие» движения только увеличат потоотделение;

на улицу категорически запрещено выходить, пока не стабилизировалось дыхание, сердечный ритм не перешел в состояние спокойствия, а температура тела не стабилизировалась.

Правильно будет посидеть в предбаннике, высохнуть, отдохнуть и только после этого покидать стены бани. В полотенце или теплый халат можно только завернуться. Если поспешить, все мгновенно пропитается потом, что сведет всю пользу от процедур на нет.

Лучше расслабиться в предбаннике 20-30 минут, выпить теплого чая, обсохнуть и только потом покидать заведение.

Как совершенствовали бани и зачем была нужна люстра-душ

Еще при Елизавете Петровне Растрелли установил в императорской мыльне в Петергофе подъемное дно, благодаря чему туда попадала вода из залива. Здесь же установили в 1770-е годы специальный шар-брызгало, который опрыскивал всех желающих. Так повторяли русскую традицию, согласно которой после бани нужно охладиться водой, чтобы закалить организм.

В Царском селе были Верхние ванны, там парилась Екатерина II (помещение состоит из сеней, «раздевальни», ванной комнаты, парильни, помещения истопника и зала отдыха, украшено копиями фресок Золотого дома императора Нерона — прим. «Бумаги»). Придворные приходили туда прямо в белье: девушки — в белых батистовых или шелковых сорочках, мужчины — в белых полотняных кальсонах и нательной рубахе.

После 1817 года, когда провели капитальный ремонт мыльни в Петергофе и петровскую постройку полностью изменили, в нее могли приходить даже те, кто не имел близкого контакта со двором. После ремонта новую мыльню стали именовать «Баня для кавалеров и фрейлин». Большую парильню обшили липой; для кавалеров сделали свой вход, а для фрейлин — свой. Тогда же появились подножные скамейки для ванн, ножные коврики, восьмигранный бассейн и другое. Благодаря медному фонтану-шару при выходе из бани на кавалеров и фрейлин обрушивалась волна из множества струй воды, бьющих также сверху, таким образом формируя водяную завесу.

Лишь в 1865–1866 годах архитектор Эдуард Ган построил там же одноэтажный комплекс из красного кирпича, который с тех пор и носит название Банный комплекс. В Холодной бане установили дубовую полированную ванну, вмонтированную в пол. Для входа в нее сделали ступеньки с перилами из точеных балясин. На потолке установили золоченую люстру-душ. На завершающем этапе человек спускался в дубовую бочку, куда вода поступала из Финского залива.

Полезные и вредные свойства бани

Чем же баня заслужила такую популярность ранее и благодаря каким качествам она сохраняет свои позиции по сей день? Ответ кроется не только в процессе мытья, ведь баня кроме чистоты приносит еще и немалую пользу для человека. В бане происходит процесс очищения не только кожи, но и всего человеческого организма. Вот только некоторые из множества факторов, плодотворно влияющих на здоровье:

  • улучшение кровообращения;
  • выведение токсинов и шлаков;
  • общеукрепляющий эффект.

Все эти положительные качества достигаются путем воздействия горячего водяного пара на организм. Повышенная влажность в совокупности с высокой температурой разогревает организм и заставляет работать с удвоенной активностью все системы и процессы, происходящие в нем. Вместе с потоотделением из организма выводятся большинство токсинов и шлаков, прочищаются поры и железы, обновляются ткани.

Однако существует ряд ограничений, при наличии которых следует с повышенным вниманием отнестись к посещению бани, а то и вовсе отказаться от него:

  • повышенное давление;
  • болезни сердца;
  • открытые раны на теле.

Как было сказано выше, при посещении бани все процессы в организме ускоряются. Такие проблемы со здоровьем, как повышенное давление и болезни сердца, отнюдь не способствуют банным процедурам, поскольку в процессе возможны сбои в их работе. Поэтому для собственной безопасности следует отказаться от посещения бани или хотя бы не проходить все процедуры в полную силу.

Если первые два пункта опасны для собственного здоровья, то открытые раны на теле могут нанести вред еще и окружающим: человеческие ткани при отмирании могут являться рассадником болезней, а при такой благоприятной теплой и влажной среде процесс их распространения будет мгновенным. Поэтому следует беречь не только свое здоровье, но и заботиться об окружающих вас людях. Баня, сауна, хамам или любое другое название этого культового процесса не меняет его смысла, а только вносит определенные коррективы в ритуал его принятия. Культуры разных народов нашли свое воплощение не только в искусстве и музыке, все особенности их менталитета отразились также и на процедуре принятия бани.

На Руси принятие бани в свое время приобрело массовый характер, неважно, мужская она была или женская. На сегодняшний момент такой ханжеский поход отходит на второй план, уплывает в прошлое, забывается и все больше практикуется возведение и использование общих бань, что является большим плюсом с точки зрения очищения и морального спокойствия человека.

Заготовка веников

О, это была особая процедура! Во-первых, рекомендовалось идти в лес за веником в полнолуние. Якобы деревья напитывались в это время особенной силой. Может быть, сейчас тоже напитываются.

Во-вторых, если уж решились наломать веточек, то нужно было просить прощения у дерева. Бережное отношение к природе – это правильный подход. Согласны?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]