История русской бани в картинах русских художников. ФОТО


13.Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

-художниц-маринист, в 25 лет получил европейскую славу, в 27 лет- живописец Главного Морского штаба России, в 29 лет-профессор Академии художеств
«Девятый вал»(1850) — принесла славу художнику

«Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»

«Сражение при Наварине»(1827) — знаменитая историческая картина

«Кораблекрушение»(1876)

«Кронштадтский рейд»(1840)

«Чесменский бой»(1848) — знаменитая историческая картина

«Смотр Черноморского флота в 1849 году»


Ajvazovskij It’s Georgij monastery-Айвазовский Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент.

1873-Ajvazovskij-It’s the rainbow-Айвазовский-Радуга


1827-Avazovski-There is the sea battle at Navarin-Айвазовский-Сражение при Наварине

1850-Ajvazovskij It’s the 9th wave-Айвазовский -Девятый вал.


1876-Ajvazovskij-It’s a shipwreck-Айвазовский-Кораблекрушение


1848-Ajvazovskij-There is the Battle at Chesmen-Айвазовский -Чесменский бой


1881-КRAMSKOJ-Ajvazovskij-Крамской-ПОРТРЕТ АЙВАЗОВСКОГО


1886-Ajvazovskij-It’s a storm-Айвазовский-Буря.


Ajvazovskij-It’s Leandr tower in Konstantinopl-Айвазовский Вид Леандровой башни в Константинополе


1840-Ajvazovskij-It’s the Kronshtadt roads-Айвазовский Кронштадтский рейд


1849-Ajvazovskij-It’s an inspection Chernomorskij Flot-Айваэовский Смотр Черноморского флота в 1849г

Стили пейзажей

Ландшафтная живопись также делится на категории по стилю написания картин. Каждое направление характеризуется уникальными элементами, которые достигаются использованием специальных техник нанесения красок, игрой цвета, применением дополнительных материалов, искажением проекции.

Реализм

Многие пейзажисты работают в реалистичном стиле. Красота природы настолько совершенна, что достаточно мастерски запечатлеть ее на холсте до последнего листочка. При этом даже появление фотографии не уменьшило популярность реализма в изобразительном искусстве. Только настоящие мастера могут так красиво перенести на холст окружающий мир, что на картине природа будет выглядеть более восхитительно, чем в реальности.

Настоящим мастером, работавшим в стиле реализма, считается Иван Шишкин. Он с такой тщательной точностью выписывал каждую былинку, что был прозван фотографом. Зато благодаря бессмертным творениям мастера можно любоваться первозданной красотой природы прошлого, как на картине «Рожь».

Импрессионизм

Это самый узнаваемый стиль пейзажной живописи.

Новое течение в изобразительном искусстве появилось во второй половине XIX века во Франции, когда художники решили писать картины природы на пленэре без студийной доработки.

Большой вклад в популяризацию импрессионизма внес Ван Гог, который увлекся новой техникой написания. При этом автор придумал свой способ нанесения краски на холст густыми мазками, который используется многими мастерами живописи и сейчас. Одно из самых известных полотен Ван Гога «Вид на Арль с ирисами» написано в ставшей уже классической технике импрессионизма.

Абстракционизм

Это относительно новое художественное течение, появившееся в начале XX века. Абстракционизм — полная противоположность реализма, он искажает предметы до неузнаваемости. Художник своим произведением делает вызов обществу. Далеко не каждый способен понять концептуальное искусство, и абстракция в живописи долгое время не находила отклика в обществе.

Основателем абстракционизма считается Василий Кандинский, которого вдохновили на создание нового направления произведения Клода Моне. Долгое время автор не находил своих почитателей. Теперь же полотна Василия Кандинского уходят на аукционах за баснословные суммы. Так, абстракция «Марнау. Пейзаж с зеленым домом» была продана более чем за 40 миллионов долларов.

Новое направление в изобразительном искусстве привлекло и Каземира Малевича, который работал в то время в стиле импрессионизм. Художник взял за основу принцип абстракционизма, соединил с кубизмом и создал свое течение — супрематизм. Это можно наблюдать в «Утро после грозы».

Сюрреализм

Творческое течение характеризуется большим, чем определенная техника нанесения красок, использование проекций, игра со светом. В сюрреализме особенно ярко проявляется внутренний духовный мир автора, доставая на поверхность глубинные мысли разума. Ярким представителем сюрреалистического направления является Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» можно рассматривать бесконечно и каждый раз находить новый смысл.

Пейзажи, выполненные в стиле сюрреализма, отражают сверхъестественные неуловимые образы снов, мифов, фантазий. В произведениях часто отсутствуют узнаваемые геологические элементы, такие как горы, реки, впадины.

Изображения противоречат традиционным представлениям о пейзажном жанре и предполагают, что внутренний мир за пределами нашего тела важнее и подлежит изучению. Это особенно заметно в картине известного сюрреалиста Марка Эрнста «Превращение огня».

LiveInternetLiveInternet

—Рубрики

  • ЖЗЛ (1320)
  • Россия (182)
  • Франция (159)
  • Италия (122)
  • Англия (110)
  • США (98)
  • Германия (74)
  • Нидерланды (67)
  • Дания (48)
  • Польша (44)
  • Украина (38)
  • Швеция (37)
  • Испания (37)
  • Другие (33)
  • Австрия (29)
  • Бельгия (26)
  • Финляндия (26)
  • Венгрия (25)
  • Австралия (18)
  • Чехия (15)
  • Япония (15)
  • Норвегия (14)
  • Прибалтика (13)
  • Мексика (11)
  • Греция (10)
  • Канада (10)
  • Швейцария (10)
  • Литва (9)
  • Грузия (8)
  • Ирландия (4)
  • Сербия (4)
  • Шотландия (3)
  • Куба (2)
  • Тематические подборки живописи (989)
  • Война (78)
  • Сбор урожая (47)
  • Курение (39)
  • Виноград (38)
  • Школа (28)
  • Чулки (26)
  • Велосипед (23)
  • Качели-карусели (22)
  • Газета (22)
  • Арбуз (21)
  • Письмо (20)
  • Красный зонт (20)
  • Свидание (18)
  • Коляска (17)
  • Камин (17)
  • Колодец (17)
  • Любви все возрасты покорны (16)
  • Зеркало (15)
  • Пляж (15)
  • Стог сена (15)
  • Грибы (15)
  • Спорт (15)
  • Мороженое (12)
  • Красота и здоровье (11)
  • Поцелуй (11)
  • Смех (11)
  • Абсент (10)
  • Пасека (10)
  • Сенокос, жатва (9)
  • Венок (9)
  • Часы (9)
  • Свеча (9)
  • Коромысло (9)
  • Ванна (8)
  • Баня (8)
  • День космонавтики (7)
  • Очки (7)
  • Радуга (7)
  • Зонт (7)
  • Бабушкин сундук (5)
  • Пожар (4)
  • Рыбный день (3)
  • Духи (3)
  • Фонарь (3)
  • Печи и печки (1)
  • Живопись о живописи (471)
  • Мастерская художника (309)
  • Женщина за мольбертом (49)
  • Юные художники (48)
  • Музеи и выставки (38)
  • Автопортрет за работой (11)
  • Памятники (3)
  • Женщины-художницы (323)
  • Автопортрет (220)
  • Праздники и традиции (203)
  • Рождество и святки (54)
  • Масленица (33)
  • Карнавал (28)
  • Пасха (19)
  • Ивана Купала (12)
  • День рождения (10)
  • Вербное воскресенье (10)
  • Кино (202)
  • Фильмы о художниках (79)
  • Бюро пропаганды киноискусства (68)
  • Артисты-художники (17)
  • Фильмы о войне (8)
  • Все профессии важны (198)
  • Пряха, швея, ткачиха (27)
  • Цветочница (18)
  • Прачка (13)
  • Учитель (12)
  • Почтальон (11)
  • Продавец (10)
  • Врач (9)
  • Парикмахер (9)
  • Пекарь (8)
  • Фотограф (8)
  • Сапожник (5)
  • Дворник (5)
  • Трубочист (5)
  • Шахтер (4)
  • Портной (4)
  • Разносчик газет (3)
  • Зубной врач (стоматолог) (3)
  • Молочница (3)
  • Кузнец (3)
  • Гончар (2)
  • Повар (2)
  • Легенды и мифы (174)
  • Саломея (24)
  • Юдифь и Олоферн (15)
  • Русалка (13)
  • Клеопатра (10)
  • Иосиф и жена Потифара (6)
  • Самсон и Далила (6)
  • Иаиль и Сисара (5)
  • Нарцисс (4)
  • Икар (3)
  • Даная (3)
  • Музы (2)
  • Музыкальные инструменты (170)
  • Гитара (27)
  • Скрипка (17)
  • Гармонь, баян, аккордеон (14)
  • Арфа и лира (11)
  • Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
  • Восточные инструменты (10)
  • Виолончель (9)
  • Лютня (8)
  • Флейта (8)
  • Волынка (8)
  • Бубен, тамбурин (7)
  • Кобза, бандура (6)
  • Шарманка (6)
  • Колесная лира (5)
  • Балалайка (5)
  • Саксофон (3)
  • Мандолина (3)
  • Гусли (2)
  • Банджо (2)
  • Леди в . (167)
  • Танец в живописи (147)
  • Балет (53)
  • Танцы народов мира (41)
  • Танец ХХ века (19)
  • Историко-бытовой танец (17)
  • О танце (15)
  • Выставка одной картины (145)
  • Тематические циклы (45)
  • Картины-двойники (137)
  • Времена года (130)
  • Лето (16)
  • Весна (12)
  • Семьи художников (122)
  • Зима (118)
  • Новый год (56)
  • Коньки (19)
  • Снеговик (15)
  • Санки (9)
  • Лыжи (3)
  • Цветы (118)
  • Маки (43)
  • Подснежник (7)
  • Ромашка (6)
  • Одуванчик (5)
  • Клоун (118)
  • Игрушки (111)
  • Куклы (43)
  • Кораблик (21)
  • Деревянная лошадка (21)
  • Войнушка (8)
  • Мыльные пузыри (7)
  • Литература и живопись (110)
  • Памятники Пушкину (17)
  • Театр (110)
  • Кукольники (24)
  • Зрители (24)
  • Комедия дель арте (21)
  • Закулисье (20)
  • Сара Бернар (6)
  • Окна, двери и балконы (103)
  • Романовы (81)
  • Петр Первый (17)
  • Екатерина II (3)
  • Допетровская эпоха (1)
  • Животные (74)
  • Художники (65)
  • Лодки (61)
  • Лодка в живописи (19)
  • Дама в лодке (17)
  • Рыбалка (14)
  • Гондола (7)
  • Дети-рыбаки (3)
  • Спортивная лодка (1)
  • Гардероб (58)
  • Народный костюм (24)
  • Серьги (12)
  • Соломенная шляпка (6)
  • Матросский костюм (5)
  • Шляпки (4)
  • Музыка (55)
  • Женские образы (55)
  • Женщина и газета (4)
  • Игры (52)
  • Детские игры (19)
  • Жмурки (9)
  • Шахматы, шашки, нарды (9)
  • Бильярд (6)
  • Прятки (5)
  • Личное (52)
  • Стена позора (6)
  • Свадьба (48)
  • Дети (41)
  • Помню и люблю (38)
  • История (35)
  • Политические убийства (8)
  • Чудеса света (4)
  • Шекспир (33)
  • Одна картина (31)
  • Охота (29)
  • Разное (28)
  • Самовар (26)
  • Шинуазри (25)
  • Фонарики (7)
  • Японский зонтик (6)
  • Дуэль (25)
  • Дуэль в живописи (16)
  • Дуэль в литературе (9)
  • Транспорт (23)
  • Вокзал (9)
  • Паровоз (9)
  • Возвращение Исаака Аскназия (7)
  • Музеи (6)
  • Мужское ню (5)
  • Юрий (Иегуда) Пэн (3)

Особенности русских парных

В последующем парная вошла в обиход и стала национальным символом, объединяющим за этим делом людей разного характера, профессии и вероисповедания. Художник Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года запечатлел этот момент. Многие другие знаменитые художники и артисты не прочь были попариться и омолодиться и душой, и телом. В современном обществе русская парная распространена в сельской местности, но в городах потихоньку развивается движение за здоровую жизнь, а вместе с ним и русские парные.

Как не упомянуть искусство массажа вениками? Искусство потому что мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане.

Варианты русской бани

Как говорили предки, происходит очищение души и тела. Конечно, помогает во многом и природа наша матушка, как же без лекарственных растений и трав. Хорошо получилось изобразить истинно русскую деву после парилки у художника Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года.

Согласно исследованиям, парная выводит из организма:

  • шлаки;
  • лишнюю воду;
  • токсины;
  • забирает усталость и стресс.

Как показал Аркадий Пластов на картине «Весна» 1954 года, самой главной особенностью, которой обладает русская парная – это, конечно, сама конструкция. Испокон веков парную строили из сруба деревянного, что дает колоссальный эффект во время банного процесса. О нашей русской бане писали многие иностранные путешественники.

Традиционную русскую парную делят на три вида:

  1. по-черному
  2. по-белому;
  3. внутри печи.

Баня в живописи русских художников

Первые упоминания о банях в русских летописях зафиксированы в начале X века. Это были отнюдь не комфортабельные парные с комнатой отдыха и бассейном. Бани наших предков представляли собой деревянные срубы с печкой-каменкой и бадьёй прохладного кваса. Они как нельзя лучше показаны в живописи русских художников.

Строили бани обычно на берегу реки и вне зависимости от времени года ныряли в воду сразу после парилки.

В старину женщины мылись вместе с мужчинами, но в 1743 году был издан указ, который запрещал совместные гигиенические процедуры. Хотя деревенским жителям не было до него никакого дела.

Раньше существовал обычай: невеста перед свадьбой должна сходить в баню вместе с родственницами будущего супруга. Там они смотрели на неё и оценивали состояние здоровья и телосложение.

Считалось, что если девушка худая, то хорошего потомства она не родит.

В чём сила мытья? Конечно, в вениках! На Руси их собирали из ольхи, крапивы, полыни, берёзы и дуба.

Похлёстывание ветками по распаренной коже заменяют полноценный массаж, способствуют открытию пор и усиливают кровообращение.

Но главное — листья веника содержат летучие и эфирные вещества, которые оказывают фармацевтический эффект.

В старину баня считалась одним из самых лучших средств в борьбе с похмельным синдромом.

Наши предки не упускали ни одной возможности попариться в бане. В субботу и перед значимыми событиями проводили ритуал мытья, который не изменялся в течение многих веков.

После парной в обязательном порядке люди ныряли в реку или обливались прохладной водой, а затем вновь шли париться. Вместо мыла на Руси использовали растительную золу, в которой содержится большое количество щёлочи.

Виды пейзажей

У каждого мастера есть неповторимый стиль написания, но существует несколько видов классификации ландшафтной живописи в зависимости от изображенной местности.

Пейзажи бывают:

  • сельскими,
  • морскими,
  • природными,
  • урбанистическими,
  • парковыми,
  • архитектурными,
  • индустриальными.

Сельский пейзаж

Привлекал многих известных живописцев, вдохновляемых простотой деревенского быта. Художники изображали повседневную жизнь, бескрайние поля, домашних животных, нехитрый крестьянский быт. Яркий представитель деревенского пейзажа — произведение русского живописца Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Маринизм

Как отдельное направление искусства возник еще в эпоху Ренессанса и был особенно популярен в Голландии. Художники любили изображать огромные волны, бьющиеся о скалы, передавая бурю страстей. Из русских маринистов наиболее известен Иван Айвазовский, написавший «Буря на море ночью».

Природный пейзаж

Характеризуется изображением лесов, полей, гор в разное время года. Красоту окружающего мира использовали в своих произведениях многие профессионалы. Один из наиболее запоминающихся художников, увлекающихся природным жанром, — Иван Шишкин. Картины великого мастера можно рассматривать бесконечно, настолько детально прорисована каждая веточка, колосок, травинка. Полотно «Утро в сосновом бору», которое находится в Третьяковской галерее, известно во всем мире.

Урбанистические пейзажи

Написаны в городской черте. Это могут быть интересные здания, тротуары, кафе, площади. Произведения урбанистов со временем приобретают и историческую ценность. По картинам можно узнать, как выглядели улицы старинных городов. Ярким примером урбанизации служит полотно Константина Коровина «Ночной Париж».

Парковый пейзаж

Возвеличивает красоту природы и архитектурных сооружений садов, скверов. Пример таких картин — «Царскосельский парк» Андрея Мартынова.

Архитектурный пейзаж

К ней относятся произведения, изображающие различные строения: храмы, мосты, небоскребы, старинные здания. Основателем считается голландец Ганс Вредеман де Врис. Самое известное произведение художника «Дворцовая архитектура с прогуливающимися».

Индустриальный пейзаж

Относительно новый вид пейзажа. Особенно много индустриалов появилось в годы советской власти. Заводы, фабрики, электростанции, крупные стройки стали объектом вдохновения многих живописцев во времена социализма. Но и в западном искусстве можно найти картины известных пейзажистов, выполненных в индустриальном стиле. Такой пример —произведение Клода Моне «Угольщики».

Второй заход

Вторым заходом обычно греемся на верхней полке, кому как нравиться. В это время можно делать и «потягульки» из Хатха-йоги, фитнеса или других оздоровительных систем, но не особо упорствуя, а так, в удовольствие. После выхода из парной и легкого охлаждения под прохладным душем или воздушными ваннами, переходим к простукиванию друг друга специальными щётками.

Так как у щёток жёсткая щетина, как иглы, то простукиваем ими на грани удовольствия и легкой боли всё тело от стоп к голове. Сначала заднюю часть тела, затем партнер переворачивается, и простукиваем переднюю часть тела, обращая особое внимание на область живота (пупка), куда сходятся практически все нервные окончания. После этого партнер садится на стул, аккуратно простукиваем ему волосяную часть головы.

После простукивания поверхности тела «стучалками» из щетины, как правило, наступает активизация всего организма и повышается жизненный тонус.

Во время третьего захода в парную мы чаще всего начинаем простукивание друг друга специальными бамбуковыми вениками, которые широко представлены в торговле. Для расширения спектра воздействия веника на тело, можно на веник закрепить резинку, перемещая которую по венику, добиваемся разного вибрационного воздействия на кожу и мышцы: от широкого поверхностного, до глубокого и узконаправленного. Это тоже великолепная оздоровительная процедура, помогающая устранять множество застойных явлений в теле человека.

После чистки кожи, простукивания «стучалками» с щетинками, и бамбуковыми вениками, могут быть еще несколько заходов в парную для усиления потоотделения. Для определения качества выходящего пота следует иногда пробовать его языком: когда пот будет уже не солёным, то это означает, что основные шлаки уже вышли. Как правило, для достижения этой стадии качества пота требуется от трёх до пяти часов. Короткими «набегами» в парную такого качества не добиться никогда.

При парении вениками не следует равняться на силу удара и сильный жар. Пар и веник в опытных руках способны творить чудеса. Опытные парильщики работают сразу двумя вениками, используя различную технику ударов: от опахивания тела без прикосновения, до сложных и виртуозных ударов.

При работе с вениками важно очень хорошо прогреть (простучать) ноги и особенно стопы. В центре стопы находится так называемая биологически активная точка Юн-цуань («журчащие ручьи) – начало энергетического меридиана почек. Как правило, у большинства людей почки с раннего детства поражены холодом и это вызывает массу прямых и побочных болезней. Поэтому в бане желательно хорошо прогреть стопы с помощь веников, что будет отличной профилактикой многих заболеваний.

Сильный жар в парной, азартное простукивание вениками и закаливание в ледяной воде – это на любителей. Однако следует постоянно и постепенно усиливать воздействие контрастных процедур «жар – холод» в разумных пределах. Это усиливает общее закаливание организма и повышает иммунитет человека, что чрезвычайно полезно, ибо мы живем в холодных климатических условиях и с холодом лучше дружить, нежели от него прятаться.

Что же касается применения в бане разного рода масок, кремов, мёда, соли, соды и скарбы – то это тоже на любителя. С годами банной практики формируются свои, семейные традиции и методы применения дополнительных средств.

Известные зарубежные пейзажисты

Хотя ландшафтная живопись долгое время не считалась отдельным жанром, практически в каждой стране есть великие художники, увековечивавшие красоту природы.

Леонардо да Винчи — настоящий гений эпохи Возрождения. «Пейзаж долины реки Арно» — самый ранний сохранившийся рисунок автора считается основоположником ландшафтной живописи. Хотя природа в то время присутствовала в полотнах многих мастеров, у Леонардо да Винчи впервые окружающая среда стала главным героем вместо фона, где разворачивается действие.

Тициан — знаменитый художник эпохи Ренессанса был известен универсальностью и мастерским изображением природы в религиозных сюжетах. Пример — картина Тициана «Орфей и Эвридика». Автор ввел для тех лет новую концепцию — оживил природный ландшафт светом так, что он больше не служил фоном для главных героев, а выступал отдельным персонажем.

Якоб Ван Рейсдал — великий голландский живописец, творивший в XVII веке, знаменит тем, что придал пейзажному искусству новое измерение, отобразив природу как метафору темных аспектов человеческой психологии. Простые лесные сцены были любимыми сюжетами пейзажиста, и он особенно известен вдохновенным изображением деревьев и облаков, что можно увидеть на полотне «Вид на Харлем с белеющими полями».

Клод Лоррен — французский художник XVII века воссоздавал пейзажи классических Греции и Рима. Лоррен был новатором в направлении, где главными действующими лицами выступали не люди или мифические герои, а элементы окружающей природы, как можно заметить на картине «Пасторальный пейзаж».

Жан-Батист-Камиль Коро — французский живописец XVIII века один из первых, кто начал работать на пленэре задолго до импрессионизма. Художник мастерски использовал естественный свет, делал наброски на природе и дорабатывал свои произведения в студии. «Воспоминания о Мортефонтене» до сих пор служит ученикам пособием по правильной прорисовке деталей.

Питер Брейгель Старший считался самым значительным художником XVI века в Нидерландах. Автор известен колоритными пейзажами и изображением сцен повседневной жизни крестьян и рабочих. Брейгель старший первым в Голландии перестал писать на библейские сюжеты и стал реалистом. Один из основных шедевров живописи автора — картина «Жатва».

Французский художник Клод Моне был основателем импрессионизма. Он руководил созданным им движением, отстаивал свои убеждения о правильном восприятии человеком природы. «Водяные лилии» — самая известная серия произведений Моне было описана как «Сикстинская капелла импрессионизма». Клод Моне считается одним из величайших мастеров во всем мире.

Винсент Ван Гог относится к постимпрессионистам. Мастер расширил течение добавлением ярких цветов, искажением форм и проекций. У Ван Гога была трудная жизнь, омраченная психическим заболеванием. Знаменитым художник стал уже после смерти. Его картина «Звездная ночь» признана шедевром современного искусства.

Поль Сезанн знаменит тем, что связал импрессионизм с кубизмом и оказал влияние на многих известных мастеров. Сезанн писал пейзажи хорошо знакомой ему местности. Автору не нужно было выезжать на пленэр. Многие картины являются игрой воображения и воспоминаниями о знакомых местах, как произведение изобразительного искусства «Тополя».

Хаяо Миядзаки — один из современных художников, создатель всемирно известных аниме. Но японский режиссер прославился также и великолепными яркими пейзажами, который сам пишет для своих мультфильмов. Это можно наблюдать, например, в аниме «Ходячий замок Хаула».

Парная внутри печи

Слово «лазня» на украинском языке пошло от еще одного вида парной – это баня внутри печи. Печь имела большой размер, чтобы в нее можно было влезть. Печь протапливалась, в чугунах нагревалась вода, убирался жар и застилался пол соломой. После этого можно было залазить и мыться внутри печи.

Сейчас русская парная становится все более популярной среди молодежи. Довольно часто парную возводят рядом с бассейном или ставком, в котором находится прохладная вода. Ученые доказали, что старинная традиция прыгать распаренным в холодную воду или кататься в сугробах благотворно влияет на организм укрепляя его в целом, а также положительно влияет на иммунитет и сердце и укрепляет стенки сосудов, этот процесс хорошо виден на творении Николая Фешина «В бане» 1923 года.

После унылых трудовых будней русская парная — как раз то, что доктор прописал. Она рекомендована практически каждому. В баньке можно весело и комфортно провести вечер с друзьями, провести неформальную встречу или же насладиться приятными ароматами и оздоровиться в одиночку. Не зря даже в старину в бане устраивали девичник, как подсказывает нам Фирс Журавлев на своем творении «Девичник в бане» 1885 года.

Картины известных художников на тему русской парной

Как писал немецкий выдающийся ученый Олеарий, «русские держатся обычая мыться в парной , а потому в городах и поселках у них множество бань». Как мы и наблюдаем на фотографии Зинаиды Серебряковой «Баня».

Парная по-черному

Традиционная парная называлась «по-черному» и была жаркой и дымной. В углу бани помещали каменную печь, которая сильно натапливалась и коптила. На полу, чтобы не обжечь ноги, накидывалась солома, так как пол сильно нагревался. Вдоль стен делались топчаны-полки, на них ложились либо садились любители пара, наслаждаясь ароматным вкусным квасом и запахом соломы.

Квас играл немалую роль, так как им периодически поливали жаровню, и парная наполнялась ароматом напитка, а воздух становился более влажным. Из-за открытого очага жар прогревал не только камни, но и деревянные стены. Дым при этом выходил через отдушину в потолке либо через дверь. Обычно присутствовал котел для воды горячей и каменка из камней. Протапливали баню дровами предпочтительно лиственных пород. З.И. Летунов в своей работе «Русские бани», отразил всю суть тех времен.

БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5 — НОВЫЙ БАННЫЙ ВЕРНИСАЖ)

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Но прежде юношу ведут К великолепной русской бане. Уж волны дымные текут В ее серебряные чаны, И брызжут хладные фонтаны; Разостлан роскошью ковер; На нем усталый хан ложится; Прозрачный пар над ним клубится; Потупя неги полный взор, Прелестные, полунагие, В заботе нежной и немой, Вкруг хана девы молодые Теснятся резвою толпой. Над рыцарем иная машет Ветвями молодых берез, И жар от них душистый пышет, Другая соком вешних роз Усталы члены прохлаждает И в ароматах потопляет Темнокудрявые власы.

Василий Шевчук Русские бани по-черному.

Жерар де Лабарт Серебренические бани. Конец XVIII в.

Василий Фомюк Ожидание.

Григорий Чайников В бане.

Герасим Эфрос В бане.

Растоплю я часом баньку, В ненастную погоду. Из ручья студеного Принесу я воду. Загудит в трубе, завоет Песня заунывная, Ветер с пламенем заспорят, Огрызаясь дымом. Забурлит в котле вода, Задышат камни жаром. Ах! Как хочется тепла, С веничком распаренным. Скину я с себя одёжку, Взгроможуся на полок. Полежу в душистой неге, Чтобы пот ручьём потёк. Зачерпну из шайки ковшик, И плесну водой на камни, Зашипят, как в драке кошки, Пар взметнётся обнимая. Похлещу себя я всласть До изнеможения, Водой холодной обольюсь — Вот он миг блаженствия. После баньки отдохну, И за своё здоровье, Чарку водочки налью, Как велел Суворов.

Владимир Кудря 2008 г.

Юрий Володин В деревенской бане.

Борис Шолохов Баня 1950-е г.

Шедевры пейзажей

«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего — произведение маслом, выполненное на дереве, запечатлевает сцену трех мужчин, возвращающихся домой из леса. Глядя на рисунок, можно понять, что промысел не был удачным. Охотники идут понуро, и даже собаки выглядят несчастными.

Картина «Вид на Толедо» Эль Греко словно заряжена мощной энергией. Хотя полотно написано в стиле реализма, оно кажется призрачным виденьем. Автор тонко сравнивает в произведении унылый и мрачный горизонт с пышной растительностью и роскошно холмистой местностью Толедо.

«Гора Фудзи в ясную погоду» японского автора Кацусика Хокусай относится к шедеврам азиатской живописи. Автор создал 36 видов любимой японцами горы в разную погоду. Но самым знаменитым полотном автора стало изображение Фудзиямы в ясный день, выполненное в голубых и красных тонах.

«Девятый вал» Айвазовского вызывает у наблюдателя чувство амбивалентности. Картина олицетворяет одновременно трагедию и надежду. Искусство призвано вызывать эмоции, даже если они противоречивы, и произведение, написанное маслом на холсте, делает именно это.

«Впечатление. Восход солнца» Клода Моне. Картина, выполненная в стиле импрессионизма, проецирует впечатления, а не пытается воспроизвести саму сцену. К тому же на полотне запечатлен гаврский порт, который считается символом возвращения Франции к процветанию после поражения в войне.

«Мон Сент-Виктуар» Поля Сезанна относится к постимпрессионизму. Изображение горы сделано с использованием комбинации геометрии и цветов, чтобы подчеркнуть глубину и расстояние. Говорят, что данный труд Сезанна вдохновил на создание шедевров Пабло Пикассо.

«Пшеничное поле с воронами» Винсента Ван Гога — картина, которую многие критики считают посланием. Произведение создано ближе к концу жизни автора и кажется зрителю зловещим предзнаменованием, поскольку уже тогда Ваг Гог знал, что скоро покончит с собой. Независимо от интерпретации, важным остается тот факт, что картина — это настоящий шедевр, который будет оставаться актуальным на протяжении многих веков.

Полотно «Заморские гости» Николая Рериха изображает первых путешественников, прибывших на Русь из-за моря. Выполненная в стиле импрессионизма картина производит огромное впечатление на зрителей. Эта работа считается отражением прихода варягов на Русь в далеком прошлом.

«Петербург при заходе солнца» входит в сокровищницу мирового искусства. Великий пейзажист Алексей Боголюбов изобразил закат солнца на Неве. Автор настолько тонко передал атмосферу питерской жизни тех лет, что полотно стало настоящим шедевром.

«Москва» Василия Кандинского — яркий результат творчества известного мастера. Картина выполнена в технике абстрактного рисунка с использованием широкой гаммы цветов. В. Кандинский считается пионером абстрактного искусства, и произведение —яркое тому подтверждение.

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

Сандуны в Москве


Сандуновские бани. Электрическая станция и водосборы. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Иллюстрация из альбома «Иллюстрированное описание Сандуновских бань». Москва: издательство «Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°», 1896

Сандуновские бани. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Фотография: turniketov.net


Сандуновские бани. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Иллюстрация из альбома «Иллюстрированное описание Сандуновских бань». Москва: издательство «Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°», 1896

Самую известную баню столицы — на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка — построили в 1808 году. Актеров придворного театра Силу Сандунова и Елизавету Уранову поженила лично Екатерина II. Молодоженам подарила бриллианты, на которые они купили участок земли в районе реки Неглинной — и прославились своими банями на всю Россию.

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

Бани сохранили свой облик даже после пожаров и разрухи Отечественной войны 1812 года. Ходили слухи, что в Сандунах успел попариться сам Наполеон Бонапарт. Говорили: «Кто в Сандунах не бывал, Москвы не видал».

После смерти Силы Сандунова баня не раз меняла хозяев. В 1881 году она перешла к меценатке Вере Фирсановой и ее мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Супруги изучили банный опыт зарубежных стран от Турции до Ирландии, пригласили архитектора Бориса Фрейденберга и к 1896 году перестроили комплекс по современной моде.

Снаружи — эклектичный дворец с элементами готики, ренессанса, рококо, классицизма и промышленной архитектуры. Внутри — роскошные интерьеры с итальянским мрамором, английским фарфором и швейцарской плиткой: мавританский дворик, готический зал, римские термы. Вода в бани поступала по отдельному водопроводу от Бабьегорской плотины (ныне фабрика «Красный Октябрь»). А свет — от собственной электростанции.

В простонародное отделение пускали за пять копеек. А в дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов, актер Иван Григоровский, композитор Сергей Рахманинов. Певец Федор Шаляпин называл Сандуны «царь-банями», но просился в парильню в санитарные дни — дабы не отвлекаться на поклонников. А у «чистюли» Владимира Маяковского была своя скамейка — она и сегодня имеет надпись: «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем».

В интерьерах Сандунов не раз снимались киносцены — шторм на Черном море в «Броненосце «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, эпизод с Арнольдом Шварценеггером в парной из «Красной жары» Уолтора Хилла, бал Сатаны в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Сегодня туда можно прийти попариться или просто побывать там с экскурсией.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

— родоначальник русского реалистического пейзажа

«Грачи прилетели»(1871) — на 1-й выставке передвижников сделала его знаменитым

«Лосиный остров в Сокольниках»(1869), «Зимний пейзаж. Оттепель»; «Радуга»(1875),

«Скоро весна», «Распутица», «Просёлок»(1873), «Зимний пейзаж»(1873)


1869-Savrasov-Losinij island is in Sokolniki-Саврасов-Лосиный остров в Сокольниках


1871-Savrasov-Grachi was fliewed-Саврасов-Грачи прилетели


Savrasov -It’a winter-Hort-Саврасов- Зимний пейзаж.Оттепель


1875-Savrasov -It’s the rainbow-Саврасов-Радуга


1873-Savrasov-Country track-Саврасов-Проселок


Savrasov-Spring goes-Саврасов-Скоро весна


1894-Savrasov-It is a season of bad roads-Саврасов-Распутица


1873-Savrasov-It’s a winter-Саврасов-Зимний пейзаж

История возникновения жанра

В России слово «пейзаж» было заимствовано из французского языка. Paysage означает «сельские виды». Но и для Франции это слово не исконно родное, а образовано от латинских: pays, что означает «местность», и суффикса pagus — «сельская жизнь».

Живописцы пишут пейзажи с древних времен. Греки и римляне создавали настенные изображения с природой, навеянной мифами. Но в те времена нельзя было выделить жанр пейзаж в отдельный вид искусства, так как основной акцент уделялся не природе, а сюжету. После падения Римской империи живопись пришла в упадок, и картины пейзажей воспринимались как декорации для религиозных сцен.

Только в середине XVI века художники стали проявлять интерес к природному миру. В эпоху Ренессанса классификационная система, созданная великими европейскими академиями, выделяла 5 основных жанров изобразительного искусства по иерархии:

  1. Историческая живопись.
  2. Портрет.
  3. Сцены повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Хотя пейзажные картины и стояли на одной из низших ступеней иерархической лестницы, все чаще живописцы эпохи Возрождения стали писать произведения, где главным элементом были красивые природные виды.

Банный корпус в Петергофе


Дворец Монплезир. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитекторы: Жан-Батист Леблон, Иоганн Браунштейн, Никола Мичетти, Бартоломео Растрелли. 1714–1723. Фотография: citywalls.ru


Банный корпус. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1865–1866. Фотография: spbhi.ru


Банный корпус. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1865–1866. Фотография: peterhofmuseum.ru

Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.

При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.

В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».

В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.

Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».

7.Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

— самый популярный художник 60-х годов. На картинах обличительного жанра печальный сюжет, хмурый пейзаж усиливается серо-бурыми тонами красок, что вызывает ощущение беспросветного мрака, грязи, тоски. Он здорово отразил в своих картинах нравы, типы, взгляды и интересы своей эпохи

«Проповедь в селе»(1861) — получила Большую золотую медаль и дала ему поездку за границу за казённый счёт

«Чаепитие в Мытищах»(1862) —знаменитая обличительная картина

«Тройка. Ученики везут воду»(1866)

«Охотники на привале»(1871) — самая знаменитая картина

«Рыболов» — известная со школьной скамьи картина

«Птицелов» — картина даже на марку СССР попала

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

1862-Perov-They dring the tea in Mutishy-Перов Чаепитие в Мытищах.

К середине 90-х годов Товарищество утратило свою роль. До 1917 года прошло 45 выставок.

1866-Perov-They are three-Перов-Тройка.


1870-Perov-Autoportret-Перов (автопортрет).

Perov-Guvernantka come in the merchant house-Перов-Приезд гувернантки в купеческий дом.


Perov-It’s bird catcher-Перов-Птицелов.

Perov-It’s fisherman, angler-Перов Рыболов.

1871-Perov-There are hunters on dinner-Перов-Охотники на привале.

Пейзаж в России

В отечественной живописи к ландшафтному искусству всегда был большой интерес. Художники не могли не замечать красоты окружающей среды — бескрайние луга, густые леса, цветущие поля, морскую гладь. Природа России прекрасна в любое время года, что и запечатлено на полотнах великих отечественных мастеров.

Первые пейзажные моменты замечены еще в иконописи Древней Руси, где живописцы писали лики святых на фоне красивой природы. И хотя это нельзя отнести к классическому жанру — основной акцент иконописцы делали не на природном ландшафте, а на святых, все же это время считается зарождением пейзажной живописи в России.

Рассвет начался в XVIII веке, когда придворные художники стали писать картины дворцовых парков с топографической точностью, что нужно было для географического атласа. Основоположником российского ландшафтного искусства считается Семен Щедрин — живописец при императорском дворе.

Художник основал школу изобразительного искусства, где обучались многие ставшие впоследствии знаменитыми мастера: М. Воробьев, Н. Мартынов и пр. Чаще всего пейзажисты воспроизводили красоты Санкт-Петербурга и его окрестностей с великолепными дворцами, мостами, парками. Поэтому до сих пор сохранилось так много свидетельств архитектуры и ландшафтного дизайна того времени.

В XIX веке становится популярен морской пейзаж, где особенно прославился Иван Айвазовский. Также получает развитие тема романтической живописи. В этом направлении начинают работать многие художники — Саврасов, Левитан, Каменев. Михаил Клодт объединяет тему классического с лирическим стилем и создает эпическое искусство.

Вторая половина XIX века стала поистине золотой вехой развития российского пейзажа. В это время работали такие великие мастера, имена которых на слуху до сих пор, — Иван Шишкин, Архип Куинджи, Илья Репин, Константин Коровин. Живопись перестает быть пафосной, и мастера начинают воспевать красоту русской земли, углубляясь в провинцию.

В XX веке к классическому пейзажному жанру добавляется течение импрессионизм, которым начинают увлекаться многие российские художники. С приходом фотографии реализм считается устаревшим, и мастера ищут новые подходы — импрессионизм, кубизм, авангардизм. Это время ассоциируется с такими именами, как Кандинский, Малевич, Шагал.

Во времена правления Сталина развивается индустриальный пейзаж. Художники создают плакаты, призывающие на стройки века, воспевают красоту фабричных труб, опор линий электропередач.

В оттепель вновь входит в моду импрессионизм. Советские авторы получают возможность более свободно выражать свои мысли через произведения искусства. Но чтобы получать премии, устраивать персональные выставки, живописцам приходится писать на советскую тематику. Многие устремляются на север, чтобы работать в любимом жанре и при этом не идти в конфликт с советской властью.

В это же время становятся популярными художники из союзных республик, воспевающих национальный колорит. Также развивается народный пейзаж в исконно русском лубочном стиле, что можно заметить на картине Татьяны Яблонской «Лето».

Холодная баня в Царском Селе


Петр Неелов. План второго этажа Холодных бань и прилегающих к ним частей комплекса. 1797. Изображение: а-парк.рф


Камероновa галерея. Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787. Фотография: spbhi.ru


Часть площадки и спуска у агатовых комнат. Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787. Фотография: Николай Матвеев / citywalls.ru

Построил ее для Екатерины II шотландский архитектор Чарлз Камерон — автор книги «Термы римлян». Императрица хотела иметь в своей резиденции «проект античного дома, распланированного как в древности» и пригласила в Россию «великого рисовальщика» Камерона. Так, в Царском Селе к 1794 году вырос ансамбль в духе классицизма: через Висячий сад Екатерина II напрямую из своих покоев проходила к Холодной бане, гуляла вдоль колоннады Камероновой галереи, а по Пандусу спускалась в парк.

Термы созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже Камерон расположил Купальный зал с оловянным бассейном. Также внизу находилась русская баня (пар в ней давали 250 пушечных ядер, которые поливали водой), ванная комната, массажный Угловой кабинет. Отдыхальную украшало «античное ложе» и белый мраморный камин.

На верхнем этаже были кабинеты, библиотека, Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами — на все убранство ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.

Екатерина II критично отнеслась к завершенному проекту. Своему секретарю Александру Храповицкому она писала: «Странно, что все строение для бани строено, а баня вышла худая, мыться в ней нельзя». Купалась императрица чаще в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.

Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в здании казино и офицерский клуб, выломали яшму со стен. Холодную баню восстановили в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство полностью вернули в 2013 году. Сегодня туда можно зайти по билету Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]